gototopgototop
 
МАСЛОЖИРОВОЙ КОМПЛЕКС
ИНДЕКСЫ ЦЕН УКРАИНА
РЫНОК УКРАИНЫ
с 09.09.2013 по 13.09.2013
мониторинг ИА "Эксперт Агро"
 
 - изм. за неделю
 
Пшеница 3 кл., спрос
 1495 грн/т (EXW)
Пшеница фур., спрос
 1410 грн/т (EXW)
Ячмень фуражный, спрос
 1500 грн/т (EXW)
Кукуруза фуражная, спрос
 1010 грн/т (EXW)
Семена подсолнечника, спрос
 2860 грн/т (EXW)
Соя, спрос
 3620 грн/т (EXW)
Рапс прод., спрос
 3445 грн/т (EXW)
Мука в/с, предложение
 3105 грн/т (франко-склад)
Отруби пшеничные, предложение
 1100 грн/т (франко-склад)
Масло подсолнечное н/р, предложение
 8515 грн/т (франко-склад)
Шрот подсолнечника, предложение
 2645 грн/т (франко-склад)
Сахар, предложение
5740 грн/т (франко-склад)
 
Все цены внебиржевого рынка на всех базисах в сравнении за неделю, месяц, год:
Эксклюзивные цены:
ЦЕНЫ НА МИРОВЫХ БИРЖАХ
по состоянию на 13.09.2013
 
 - изм. за неделю
 
Кукуруза, СВОТ, США

 180,7 $/тонну

Пшеница, СВОТ, США

 235,71 $/тонну

Пшеница фур., Euronext

 242,05 $/тонну

Ячмень, FOB Руан

 238,03 $/тонну

Соя, СВОТ, США

 557 $/тонну

Соевый шрот, СВОТ, США

 490,09 $/тонну

Рапс, MATIF, Франция

 500 $/тонну

Подсолнечное маслоFOB Роттердам

 945 $/тонну

Рапсовое маслоFOB Роттердам

 984 $/тонну

Соевое маслоСВОТ, США

 933,44 $/тонну

Пальмовое масло сырое МDEX, Малайзия

 717,5 $/тонну

Сахар белыйEuronext

 492 $/тонну

Нефть, NYMEX, США

 107,42 $/barrel

Главная

Госрезерв Украины в этом году закупил 40 тысяч тонн пшеницы повышенного качества

Осень – пора закупок, и не только для домохозяек. Страна также пополняет свои запасы.  Госрезерв, хоть и стал с недавнего времени Агентством, в сознании большинства украинцев все равно остается закромами родины.
 
Однако, несмотря на приход в Государственное  агентство резерва новой команды под руководством Алексея Лелюка, на заявленное масштабное реформирование ведомства, на «спасательные» социальные акции,  когда именно Госрезерв помог  сбить ценовой ажиотаж и стабилизировать цену на хлеб благодаря своим запасам, эта структура все равно остается «под прицелом» критики. О том, что закупается в «закрома» Родины, по какой цене, у кого, и как избежать коррупции, пронизавшей это славное ведомство за все предыдущие годы, «Обозреватель» поинтересовался у Председателя Государственного Агентства резерва Украины Алексея Лелюка.
 
- Недавно в Верховной Раде был представлен проект бюджета на 2012 год. Сколько перепало Госрезерву на закупки материальных ценностей? И какой уровень финансирования в текущем году?
- К сожалению, Госрезерву перепадает пока не очень много. Всего 100 млн. грн. из общего фонда госбюджета. Этого явно мало. Мы подавали предложения на 460 млн. грн. Остальные деньги в следующем году, а это 515 млн. грн., хотим заработать сами от реализации наших материальных ценностей. 
Для сравнения: в этом году у нас было 100 млн. грн. госфинансирования в начале года и еще 100 млн. грн. нам выделили по результатам работы во втором квартале 2011- го.  Вместе с тем, что мы заработали, вышло 505 млн. грн.  За счет нашего ресурса  и нашей инициативы уже есть положительная динамика… Будем ее наращивать.
 
- А как вы заработали эти 305 млн. грн.?
- Зарабатываем одним образом: реализуя те материальные ценности, которые были заложены ранее. В процессе так называемого освежения.

- Раз мы уже заговорили об освежении, то вы знаете, что в прессе периодически пишут о том, что вы продаете продукцию по заниженным ценам «своим» компаниям. Что вы можете об этом сказать?
- У нас нет и не может быть разделения на «своих» и «чужих», потому что  аукционы по реализации  проводятся  прозрачно. Информация о проводимых торгах полностью открыта: публикуется в «Урядовом курьере», на веб-сайте Агентства за месяц до проведения аукционов. То есть, все желающие могут подать заявку, принять участие. Мы никому не отказываем. Поэтому  за полгода активной работы Госрезерв продал достаточно большую номенклатуру товаров. Это и мясо, и чай, и железо кровельное и бумага.
 
- А кто определяет цену реализуемых товаров? Насколько она соответствует рыночной?
- Ценовая политика по реализуемым товарам Госрезерва  проходит трехуровневую систему контроля.  Первоначально цену на основе мониторингов определяют эксперты ГП «Резерв», потом  свою  рецензию на оценку группы экспертов дают независимые специалисты, которые ставят свои подписи и юридически отвечают за те выводы, которые они предоставили. Ведь они имеют сертификат на этот род деятельности.  А потом этот ценовой отчет направляется в Министерство экономического развития и торговли: это уже третий барьер, который гарантирует, что цены реализации будут соответствовать рыночным позициям.
В сентябре 2010 года было принято постановление КМУ №905, которое определило порядок реализации материальных ценностей государственного резерва. В соответствии с этим порядком, после того, как за месяц на нашем сайте и в официальной прессе опубликовано сообщение о том, ЧТО мы будем продавать и по КАКОЙ цене, мы приглашаем к участию в аукционе всех желающих. И цена, прошедшая тройной фильтр, выставляется публично.
 
- А что делать, если товар, выставленный на продажу, не реализован?
- Если  товар не нашел своего покупателя сразу, то следующее снижение цены составляет  20%. Таким образом, в соответствии с постановлением №905, мы можем снижать цену шесть раз. И у нас были в этом году такие прецеденты, когда мы продали товар только с шестой попытки. 
 
- Может, не стоило этого делать, веды вы, фактически, отдаете товар за бесценок?
- А какая альтернатива? Ведь мы продаем тот товар, который был заложен нашими предшественниками и который «отлежал» определенный законодательством срок хранения. Когда этот срок подойдет к концу, мы будем вынуждены товар просто утилизировать, причем, за свой (т.е. государственный) счет. А это – убытки для бюджета, который теряет дважды - и на закупке товара и на его утилизации. Поверьте, Госрезерв делает все возможное, чтобы сэкономить государственные средства и заработать «живую копейку» для пополнения своих запасов.
 
- Что это был за товар, если не секрет?
- Не секрет: это был чай.  «Чай» был заложен в предыдущий период и доставил нам много хлопот. Я не хочу персонализировать «чайную историю», потому, что подобных проблемных товаров в Госрезерве немало.  Аналогичная ситуация у нас сложилась и с рыбными консервами без сертификатов, неясного происхождения. Еще была партия «масла», оказавшаяся на поверку спредом. Причем, те, кто поставили его Госрезерву, уже осуждены: насколько мне известно, уголовное дело было рассмотрено в Полтавской области. Таким образом, в казну вернутся хоть какие-то средства, что немаловажно в нынешней экономической ситуации. Так называемое «масло» мы сможем реализовать, но только как товар для переработки. Поэтому, когда нас спрашивают, почему вы продаете дешевле, чем покупаете, я пытаюсь объяснить подоходчивее. Знаете, наверное, у каждого украинца в морозилке лежит кусок сала – его личный «материальный резерв». И каждый знает: сало, которое, полгода пролежало в холодильнике, никогда не будет стоить, как свежее. Если  вы сомневаетесь, попробуйте выйти на базар и продать его рядом со свежим. Посмотрим, за сколько вам удастся его реализовать.
 
- Но продукты, которые вы реализуете, съедобны?
- Безусловно!  В  составе Госрезерва  работает Научно-исследовательский институт «Ресурс»,  специалисты которого  готовят  заключение о пригодности и безопасности реализации товаров, хранившихся в Госрезерве. Если  специалисты такое заключение представили, то мы гарантируем полную «съедобность». Но в любом случае,  все покупатели проинформированы о качестве и сроках хранения продукции.  Другое дело, что у нас на предприятиях еще заложены товары, не соответствующие нормам ГОСТ (ДСТУ)… К сожалению, это «наработки» моих предшественников, но я  взял за правило никогда не критиковать тех, кто работал здесь до меня. Зато – и это я могу гарантировать как руководитель – все товары, которые сегодня закладываются в Госрезерв, абсолютное качественные. Мы уделяем вопросам качества особое внимание, выставляем очень жесткие требования - не все  поставщики их могут выдержать. Например, мясо говядины  и зерно хранится 2 года, сахар- 4 года…Эти нормы строго выдерживаются, и поставщики несут ответственность за качество продукции и ее «долговечность» до конца всего срока хранения. Так что, любые попытки заложить несоответствующие требованиям товары (а такие прецеденты в этом году тоже были) мы пресекаем, а товар возвращаем без оплаты.
 
- Расскажите: что вам пытались подсунуть и когда?
- Да, совсем недавно. Может, месяц назад. Подсунуть пытались консервы свиные, на которых были перебиты номера маркировки. Видимо, они были несвежие, но наш УкрНИИ «Ресурс»  подделку обнаружил, потому что у нас есть сертифицированная лаборатория европейского уровня, способная выявлять подобные вещи. Предприятие, которое пыталось это сделать, будет отвечать в суде.
 
- А как же такая «нехорошая компания» выиграла тендер?
- Тендерные процедуры, как вы знаете, определены законом. Согласно его нормам, предприятия-участники подают информацию о своем статусе и ценовые предложения в закрытых конвертах. Специально отмечу, что от потенциальных  поставщиков требуется «выкладка» по 12 показателям, среди которых, прежде всего, налоговая и кредитная устойчивость, а также финансовая благонадежность - ведь  предприятие должно заплатить взнос за свое участие в торгах.  На заседании Комитета по  закупкам эти конверты вскрывают и  проверяют соответствие всех документов, рассматривают представленные предложения. Побеждает тот, чье предложение оказывается самым выгодным. Вот вам и весь «секрет». Поэтому Госрезерв априори не может «сортировать» участников, предлагать или отвергать те или иные компании.
 
- Почему же так получается, что при раскрытии конвертов все время фигурирует и часто выигрывает компания  ООО «Столицаинвестбуд»? В частности,  вы у нее купили мясные туши и зерно…
-  А знаете, чем закончилась история поставки этих мясных туш?
 
- Нет.
 
- Компания не смогла выполнить контрактные условия. Из того объема, который она выиграла на предыдущем конкурсе (2050 тонн), смогла поставить только 1445 тонн. По закону, в таком случае мы обязаны не возвращать взнос за участие в аукционе, а 50%  от  недопоставленного товара предъявить в качестве штрафных санкций, и требовать при этом допоставки товара. Чтобы было понятно: уровень штрафных санкций по отношению к «Столицаинвестбуд» составляет 11, 8 млн. грн, плюс 700 тыс. грн. взноса отправляется в бюджет Украины. Помимо этого мы требуем допоставки товара.  Так что нас сложно заподозрить в предвзятости или кулуарных договоренностях.
Почему эта тема живая и актуальная? К сожалению для меня, в Госрезерве на данный момент по очень многим группам товаров нет минимального уровня накопления, предусмотренного законом. Это касается и мяса, и зерна и  консервов. Этот минимум необходимо восстановить, чтобы Госрезерв мог выполнять свои прямые функции, гарантировать экономическую и продовольственную безопасность. Но тут возникает другая проблема: подходит к концу срок хранения товара, надо его немедленно продавать. А мы не можем!  Чтобы было понятней:  если, например, 1000 банок консервов у нас должно быть всегда, то ниже этого минимума опуститься нельзя. И мы должны сначала купить свежий продукт (те же консервы), а только потом уже реализовать тот, чей срок годности подходит к концу.
 
- А почему сложилась такая ситуация, при которой вы должны все время «пополнять» закрома?
- По ряду причин. Что-то было попросту украдено. Те проверки на наших предприятиях, которые проводит КРУ, обнаруживают значительные хищения,  недопоставки, совершенные в предыдущие периоды. Например, на предприятии «Златодар» в Черкасской области мы обнаружили полное отсутствие 53 тыс. тонн зерна. И сегодня мы вынуждены (хотя в планах этого не было) восстанавливать эти объемы, чтобы выйти на минимальный уровень накопления.
Так же, вы, наверное, знаете, что первый этап международного аудита подтвердил вскрытые Контрольно-ревизионным управлением Украины  одиозные сделки, совершенные в конце 2009-го начале 2010-го года. В результате этих афер Госрезерв лишился значительных бюджетных сумм и товарных поставок.
 
- О каких суммах идет речь?
- По одной только афере «Гермес Трейд» в страну не вернулось 160 млн. грн. Это – закупка сахара по предоплате в феврале 2010 года, хотя  предоплата бюджетными деньгами запрещена законом. За сахар платили по 11 грн. за кг при стоимости на рынке ориентировочно 7 грн. Причем, на склад лег не импортный сахар-сырец, а сахар отечественного производства. Это международная афера, потому что участники находятся в разных странах. 
 
- Есть шанс вернуть деньги?
- Мы надеемся это сделать с помощью международных юристов и работаем в данном направлении. Я вообще хочу заметить, что Госрезерв инициировал более 60 судов с целью вернуть украденные средства, которые были «выведены» в предыдущие годы. Часть хищений была обнаружена в 2010 году, часть – совсем недавно. Но темпы расследования нас, откровенно говоря, пока разочаровывают.  Ведь мы не прокуроры, не милиция, мы не имеем соответствующих полномочий. Можем только сигнализировать в СБУ, ГНАУ, ГПУ. Хотелось бы, пользуясь случаем, попросить правоохранительные органы более оперативно реагировать на наши обращения- ведь речь идет  о государственных средствах.
 
- Вы что-то делаете, чтобы предотвратить хищения в будущем?
- Разумеется. Начали с замены руководителей предприятий, входящих в систему Госрезерва,  поменяли более 30% директоров наших ГП. Подбираем компетентных и незаангажированных людей.
Еще один важный момент: ужесточение критериев соответствия компаний – участников аукционов.  Доступ на торги «левым» компаниям теперь закрыт: все, кто намерен принять участие в тендерах Госрезерва, должны предоставить безупречный пакет налоговых, уставных документов, доказать чистоту своей кредитной истории, подтвердить, что у компании нет проблем с правоохранительными органами.
Кроме того, сейчас мы готовим введение электронного документооборота, несмотря на отсутствие должного финансирования. Когда я  был назначен руководителем Госрезерва, то меня поразило, что весь юридический  документооборот, документооборот мобрезерва (а это тысячи договоров на хранение по все стране), до сих пор не переведен в электронную форму. Соответственно нет нормального учета и контроля, а это кратчайший путь к воровству.
 
- Сколько и чего сейчас закуплено в «закрома»? Хватит ли этих запасов в случае  чрезвычайных ситуаций?
- В этом году, из продуктов – это 1445 тонн мяса, 400 тыс. банок мясных  консервов и 40 тыс. тонн пшеницы. Из ГСМ – 10 тыс. тонн дизтоплива, которое, во-первых, зимнее (в отличие от летнего, которое у нас хранилось), во-вторых, высококачественное, соответствующее европейским нормам (Евро-4). Оно имеет химический состав, позволяющий хранить его пять лет. 
Заметьте,  страны ЕС, США также переходят к принципам материального, а не финансового резервирования, потому что последние события в Японии или Франции доказали эффективность такого рода «запасов», когда можно оперативно использовать то, что физически хранится в «закромах». 
Разумеется, этих запасов недостаточно: ведь мы уже говорили, что первоочередной задачей является сегодня восстановление минимума накопления. Но, тем не менее, Госрезерв готов «подставить плечо», как это было в марте, когда мы смогли сбить ценовой ажиотаж на муку и до нового урожая удержать цены на социальный хлеб - благодаря тому, что в «закромах» были необходимые запасы пшеницы. После  переработки мы предложили на рынок муку по 2400 грн. за тонну, когда коммерсанты взвинтили ее до 3400 грн.
 
- Но вот говорили, что пшеницу вы купили задорого…
- Так говорят те, кто не компетентен  в данном вопросе, или преследует какие-то скрытые цели. Покупая пшеницу  нового урожая Госрезерв ставит перед собой сразу несколько задач: восстановить «зерновой минимум», заложить на хранение зерно высокого качества, соблюсти географический принцип (то есть, распределить запасы равномерно по всем регионам, чтобы в случае чрезвычайной ситуации транспортные расходы были минимальными), производить закладку помольными партиями. 40 тысяч тонн пшеницы, которые в этом году закупил Госрезерв – это не фураж, а  пшеница второго класса «плюс»,  повышенного качества, специально для долгосрочного хранения.  Поэтому и цена - 1927 грн. за тонну полностью соответствует рыночной. Кроме того, в «цену» заложены  и транспортные расходы и услуги по хранению, и загрузка.

 
«ЭКСПЕРТ АГРО» В СОЦСЕТЯХ
 
 
ВАЖНЫЕ СОБЫТИЯ
КОНФЕРЕНЦИИ
ХV международная конференция
19-20 мая 2022 г.
г. Киев, Украина,
отель «Президент отель»
 
ВЫСТАВКИ
DEMO-зона в рамках конференции
Украина, г. Киев
отель «Президент отель»
НАШИ ПАРТНЕРЫ