gototopgototop
 
МАСЛОЖИРОВОЙ КОМПЛЕКС
ИНДЕКСЫ ЦЕН УКРАИНА
РЫНОК УКРАИНЫ
с 09.09.2013 по 13.09.2013
мониторинг ИА "Эксперт Агро"
 
 - изм. за неделю
 
Пшеница 3 кл., спрос
 1495 грн/т (EXW)
Пшеница фур., спрос
 1410 грн/т (EXW)
Ячмень фуражный, спрос
 1500 грн/т (EXW)
Кукуруза фуражная, спрос
 1010 грн/т (EXW)
Семена подсолнечника, спрос
 2860 грн/т (EXW)
Соя, спрос
 3620 грн/т (EXW)
Рапс прод., спрос
 3445 грн/т (EXW)
Мука в/с, предложение
 3105 грн/т (франко-склад)
Отруби пшеничные, предложение
 1100 грн/т (франко-склад)
Масло подсолнечное н/р, предложение
 8515 грн/т (франко-склад)
Шрот подсолнечника, предложение
 2645 грн/т (франко-склад)
Сахар, предложение
5740 грн/т (франко-склад)
 
Все цены внебиржевого рынка на всех базисах в сравнении за неделю, месяц, год:
Эксклюзивные цены:
ЦЕНЫ НА МИРОВЫХ БИРЖАХ
по состоянию на 13.09.2013
 
 - изм. за неделю
 
Кукуруза, СВОТ, США

 180,7 $/тонну

Пшеница, СВОТ, США

 235,71 $/тонну

Пшеница фур., Euronext

 242,05 $/тонну

Ячмень, FOB Руан

 238,03 $/тонну

Соя, СВОТ, США

 557 $/тонну

Соевый шрот, СВОТ, США

 490,09 $/тонну

Рапс, MATIF, Франция

 500 $/тонну

Подсолнечное маслоFOB Роттердам

 945 $/тонну

Рапсовое маслоFOB Роттердам

 984 $/тонну

Соевое маслоСВОТ, США

 933,44 $/тонну

Пальмовое масло сырое МDEX, Малайзия

 717,5 $/тонну

Сахар белыйEuronext

 492 $/тонну

Нефть, NYMEX, США

 107,42 $/barrel

Главная

Оппозиционные монополисты готовы ступить на тропу войны с властью. А заодно – и народом


Юрий Чекальский. Борис Шестопалов. Евгений Черняк. Что помогло запорожским бизнесменам пройти путь от поддержки Майдана до монопольной установки цен на пищевые продукты для горожан? Что объединяет монополистов и производителей продтоваров накануне парламентских выборов? Почему хлебные магнаты требуют повышения цен на хлеб перед выборами и финансируют криминальный бизнес? Все просто.

Справка: ГК «Хлебодар» – группа компаний, распоряжающаяся крупнейшими мощностями хлебного производства в запорожском регионе. Совладельцами «Хлебодара» в разное время были Виктор Савкин (убит киллерами в 2006 году), Борис Шестопалов (ныне в бегах за рубежом, обвиняется в рейдерских захватах и уклонении от налогообложения), Юрий Чекальский (пока на свободе). СМИ, правоохранители и эксперты называют «Хлебодар» монополистом, отмечая, что более 50% хлеба в Запорожье производятся на подконтрольных данной группе компаний заводах.

Первый сноп


Сегодня Юрий Чекальский – монополист запорожского хлебного рынка. Как известно, Чекальский любит вспоминать в интервью голодное послевоенное детство и сахариновую диету. Может быть, давнее недоедание послужило причиной того, что он стал делать запасы на черный день в виде целых предприятий?

Как гордо сообщает сайт «Хлебодара», на сегодняшний день в группу компаний входят семь предприятий. Пять из них – хлебозаводы (Запорожские хлебозаводы №1, 3, 5, а также Бердянский и Ореховский хлебокомбинаты), плюс мукомольное предприятие («Агросервис 2000») и колхоз «Дружба».

Восхождение хлебной звезды Юрия Чекальского началось, по его словам, «совершенно случайно», причем со святого дела – помощи сыну. Как поведал Чекальский журналисту ТРК «Алекс», сыну нужно было «поставить 200 тонн муки на один из хлебозаводов. Я обратился к одному своему товарищу, тот позвонил губернатору Похвальскому… И вот с этого начался мой бизнес. Затем, когда я уже вернулся из Киева, я сцементировал этот бизнес…» Секрет успеха прост, как видим: дабы порадеть родному человечку, стоит позвонить знакомому должностному лицу, задействовать других высокопоставленных деятелей, готовых помочь своим в ущерб всем прочим, а потом закрепить результат. Кумовство среди чиновников – не новость, а средство приобретения благ.

Сайт «Хлебодара» лаконично сообщает о начале большого пути: в 1997 году открылась компания «Арготекс», которая занималась поставкой муки на запорожские хлебозаводы. Но Чекальский в это время не был безработным, а занимал должность зампредседателя правления Государственной акционерной компании «Хлеб Украины», собственником ценных бумаг которой является государство в лице Кабинета министров Украины.

Сайт ГАК «Хлеб Украины» сообщает, что «в 1997-1999 годах (то есть как раз тогда, когда крошка сын приходил к отцу-Чекальскому – авт.) в отрасли хлебопродуктов Украины практически состоялась тотальная приватизация, вследствие чего отрасль хлебопродуктов как целостная система была разрушена и фактически прекратила свое функционирование».

Зампредседателя правления «Хлеба Украины» Чекальский оказался в нужное время в нужном месте, как раз когда «шакалы» уничтожали мощный хлебозаготовительный механизм страны. В результате их преступных действий государство было устранено от заготовок и переработки зерна, а также от поставок хлебопродуктов за границу, и недополучило миллионы гривен, которые осели в карманах прихватизаторов.

Шире круг

Дальше – больше. По известному принципу «летите, деньги, к деньгам» (а предприятия – к предприятиям) под крыло к Чекальскому «прилетели» запорожские хлебозаводы №3 и №5 и хлебокомбинаты №1 и №2.

За три года Чекальский подмял под себя четыре крупные городские предприятия. Хотели ли их бывшие собственники отдавать свои хлебозаводы? Если продажа заводов была законной, почему о ней не пишут в открытых источниках? Неужели общественности не было бы интересно узнать, кем были предшественники хлебного магната Чекальского? А главное – почему сейчас о бывших владельцах этих предприятий молчит даже всезнающий Интернет?

Думается, что удивительно быстрое расширение бизнеса объясняется другими служебными успехами Юрия Чекальского. Ведь как раз в то время, когда он начал собирать под свое начало хлебозаводы (а именно в 1998-99 годах), Чекальский занимал должность замгубернатора Запорожской области. Говорят, что Юрий Чекальский был близок к Народно-демократической партии Валерия Пустовойтенко, который возглавлял в то время украинский Кабмин и заботливо усаживал своих людей на теплые местечки.

Как сообщает сайт «Запорожский криминал», пользуясь служебным положением, Чекальский заставил директоров большинства запорожских хлебозаводов отдать акции, принадлежавшие трудовым коллективам. А в начале 2000-х при содействии водочного магната Евгения Черняка нашел нечистого на руку бизнес-партнера – бывшего главу «Фронта перемен», видного запорожского рейдера Бориса Шестопалова, о чьих подвигах подробно рассказано в фильме «Шакалы».

«Оранжевое» благоденствие хлебной монополии

Во время Майдана, в 2004 году, Юрий Чекальский поддерживал Виктора Ющенко, а в 2006 году вступил в «Блок Юлии Тимошенко». Вот почему за время «оранжевого» правления Чекальскому сходили с рук экономические правонарушения. Так, с 2006 по 2012 годы сотрудники налоговой службы провели 14 плановых проверок семи предприятий, входящих в ГК «Хлебодар». Выяснилось, что в сумме заводы «забыли» заплатить в бюджет целых 7 миллионов гривен. Из них на данный момент заплачено 500 тысяч гривен, по остальным 6,5 миллионам ожидается судебное решение.

Поддержка, которую оказал Чекальский «БЮТ-Батькивщине», оказалась совершенно не напрасной – как и финансирование, щедро вливаемое в Майдан им, Евгением Черняком, Борисом Шестопаловым и рядом других запорожских бизнесменов. Все годы «оранжевой» власти (при правительствах Тимошенко, Еханурова и других «кабинетах Майдана») у Антимонопольного комитета не возникало вопросов к тому, как группа компаний «Хлебодар» стала монополистом хлебного рынка Запорожья. Правоохранительные органы не спрашивали у Бориса Шестопалова, откуда у него захваченные заводы в самом центре Запорожья. Не возникало вопросов у милиции и к Евгению Черняку.

Видя такой «дружелюбный к бизнесу» подход, Юрий Чекальский буквально расцвел. С трибуны он заявлял о том, что хлеб должен стоить порядка 10 грн за буханку – в противном случае его производство будет убыточным. Малокомпетентные губернаторы-гуманитарии верили Юрию Чекальскому – в результате кризис мы встретили с едва ли не самым дорогим в стране хлебом. Правда, хлебный магнат проявлял и определенную противоречивость позиции. Четко понимая, что главный источник его прибыли – пенсионеры, вытряхивающие последние копейки на буханку хлеба, Юрий Чекальский тем не менее часто заявлял о необходимости снижать налоги и социальные выплаты. «Гнидники, которые сосут деньги из успешных людей», – такие «добрые слова» хлебный магнат нашел для пенсионеров и бюджетников. Видимо, принцип «человек человеку волк» (или принцип «не плати налоги – и спи спокойно») для Юрия Лукьяновича заслонил даже простое соображение, что, не будь у пенсионеров денег, некому было бы покупать его хлеб.

В 2006 году Юрия Чекальского и Бориса Шестопалова постигло «тяжкое горе»: был убит киллерами их деловой партнер Виктор Савкин, якобы по ошибке. Запугав наследницу, бизнесмены вынудили ее подписать документы неизвестного содержания. В результате партнеры получили долю Савкина, а настоящей наследнице достались лишь мелкие подачки от «друзей» отца (см. вставку «Хлеб и слезы»).

И даже кризис 2008 года, когда «успехи» «оранжевого» правительства на фоне финансовой катастрофы выступили, как рифы во время отлива, не ударил по «Хлебодару». Хлеб – он всегда нужен. Как и водка. Именно эти соображения позволяли хлебным королям Чекальскому и Шестопалову, а также водочному барону Черняку с оптимизмом смотреть в будущее: будут деньги, а значит – и возможность прихватить недвижимость других, менее зубастых, предпринимателей. Но в 2010 году на выборах победила вовсе не Юлия Тимошенко. Главная политическая ставка запорожских монополистов была проиграна.

Конец коррупционной эпохи

Приход новой власти обещал монополистам суровые времена. Президент начал наводить порядок в регионах, действуя через губернаторов и министерства, требуя работы от правоохранителей. «Оранжевые» хлебные магнаты поняли, что договариваться с губернаторами о вздувании цен на хлеб уже не получится.

В 2010 году руководство «Хлебодара» уже готовило диверсию, собираясь объявить о банкротстве группы компаний и обвинить новую власть в «некомпетентности»: мол, плохи хозяева страны, у которых под носом разваливаются предприятия. Но банкротство удалось остановить, а прокуратура открыла уголовное дело. Правоохранители выяснили, что акции «Хлебодара» выводились в офшоры, а от имени предприятия выдавались фиктивные векселя.

Совладелец «Хлебодара» Борис Шестопалов «посыпался» на этом, а заодно на организации рейдерских захватов и иных криминальных действий. Один хлебный магнат сбежал за границу, другой (Чекальский) остался в Запорожье. У налоговиков возникли претензии на 880 миллионов гривен к структурам Евгения Черняка, а у милиции – вопросы по рейдерству и иным преступлениям. Черняк спешно перенес активы в Киев и пока что избегает ответственности. Так Юрий Лукьянович остался чуть ли не главным оппозиционным олигархом нашего города – своего рода запорожским Гусинским. В этой роли Юрий Лукьянович по понятным причинам чувствовал себя очень неуютно.

В настоящее время хлебный бизнес Юрия Лукьяновича Чекальского переживает не лучшие времена. Губернатор Александр Пеклушенко сдерживает все попытки монопольно увеличивать цены на хлеб, а глава правительства Николай Азаров еще и грозит преследованиями тем, кто осмелится это делать. Сверхприбылей больше нет. Такая же плачевная ситуация сложилась у Евгения Черняка. Борис Шестопалов тоже очень хочет вернуться в Запорожье: несмотря на «огромный бизнес-талант», он почему-то не может наладить бизнес на Западе (возможно, в этом ему несколько мешает Интерпол).

Но в 2012 году парламентская кампания дала магнатам новую надежду…

Удар по Запорожью: оппозиционные игры отставных олигархов

Главная и единственная надежда Юрия Чекальского – партия «УДАР», которую нужно профинансировать и, в случае победы оппозиционеров на парламентских выборах, потребовать расчета… повышением цен на хлеб и защитой от уголовных преследований за монопольный сговор. Такие же планы лелеют Евгений Черняк, Борис Шестопалов и другие акулы запорожского капитализма.

По данным из конфиденциальных источников, приближенных к бизнесмену, сейчас часть прибыли «Хлебодара» Юрий Чекальский отправляет в криминальные структуры Запорожья, также тесно связанные с теневым финансистом «УДАРа» Евгением Черняком.

К слову, за раздачу пачки газет «УДАРа» (400 экземпляров) распространители получают по 100 грн. Такие суммы своим «волонтерам» в Запорожье не готов заплатить ни один предвыборный штаб. Возникает закономерный вопрос: откуда у запорожских соратников Кличко такие средства? Может, это, в частности, связано с тем, что хлеб в нашем городе – один из самых дорогих в Украине?

Возможно, покупая этот хлеб, мы оплачиваем не только особняки, яхты и прислугу дельцов, но и предвыборную агитацию?

 

Игра в «Монополию»

О том, как нехорошо быть монополистом, сегодня знают, наверное, даже малые дети. Бороться с конкурентами можно, только повышая качество своих товаров и услуг, расширяя их ассортимент, снижая цены. Захватывать же власть на рынке и иметь возможность устанавливать любые цены, ссылаясь на дороговизну зерна или бензина, – значит практиковать нечестную конкуренцию.

Антимонопольный комитет Украины уже не раз интересовался тем, почему запорожские предприятия, зарегистрированные как ОАО, синхронно повышали цены на основные сорта хлеба. Так, например, в мае 2008 года Запорожское областное отделение АМКУ возбудило дело против хлебозаводов №3 и №5 по признакам антиконкурентных согласованных действий.

Антимонопольный комитет периодически устраивает проверки и штрафует предприятия Чекальского, но, видимо, недостаточно сильно, поскольку в общем и целом ситуация с единоличным влиянием на рынок хлебобулочной продукции не меняется. Буханки год от года дорожают и худеют (у запорожцев практически нет выбора, какой хлеб покупать: на полках магазинов представлена преимущественно продукция Чекальского!), а проверки метрологов периодически находят все новые нарушения. Среди них – грубые ошибки в маркировке (недостоверные сведения о дате выпуска хлеба, отсутствие данных о его пищевой и энергетической ценности), а также несоответствие требованиям технических условий (в том числе недовес).

Еще одна хитрая схема, по которой владельцы «Хлебодара» получали незаконные барыши, – вывод из структуры хлебозаводов автотранспортных компаний, занимавшихся доставкой продукции. В один прекрасный день транспортникам стали платить за подвоз хлеба в торговые точки, повысив цены на хлеб и таким образом возложив «непредвиденные расходы» на запорожцев.

Марионетка Черняка

У Евгения Черняка давно были виды на «бедный» хлебный бизнес Чекальского и Шестопалова. В 2008-09 годах через Шестопалова Черняк стал вводить в штат «Хлебодара» своих людей: маркетологов, управленцев, секретарей, охрану, чтобы со временем установить полный контроль над предприятием. Сделать это прославленному рейдеру не удалось: Борис Шестопалов сбежал за границу, а Юрий Чекальский с треском уволил засланных сотрудников, которые пришли на предприятие в пору «дружбы» его бизнес-партнера с боссом «Патриотов Запорожья» Черняком.

Но вот ирония судьбы: недовольный нынешней властью, которая заставляет платить налоги, расследует его правонарушения и пресекает попытки взвинтить цены на хлеб, Чекальский сам обращается за помощью и поддержкой к Евгению Черняку – и становится марионеткой в руках водочного барона. Сам Черняк прекрасно понимает бессмысленность попыток купить суды и бросает на амбразуру свою куклу-Чекальского.

Рейд на «Солоху»

Кроме обделывания хлебных дел, Чекальский имел непосредственное отношение и к захвату консервного завода «Солоха» в Каменке-Днепровской. Он возложил на бизнес-партнера Владимира Тарасова почетную миссию самостоятельно выплачивать банковский кредит, а затем, взяв в долю директора банка, забрал предприятие за долги. Вскоре новые хозяева вывезли с завода в неизвестном направлении оборудования, порезанного на металлолом, на 12 миллионов гривен и продукции на 10 миллионов гривен. Производство этого не пережило, без работы остались сотни людей.

Запорожское Время

 
«ЭКСПЕРТ АГРО» В СОЦСЕТЯХ
 
 
ВАЖНЫЕ СОБЫТИЯ
КОНФЕРЕНЦИИ
ХV международная конференция
19-20 мая 2022 г.
г. Киев, Украина,
отель «Президент отель»
 
ВЫСТАВКИ
DEMO-зона в рамках конференции
Украина, г. Киев
отель «Президент отель»
НАШИ ПАРТНЕРЫ